Литературно – музыкальная гостиная "Зимняя мозаика"

Педагогический работник Александрова Ольга Владимировна.
Педагогический работник
Александрова Ольга Владимировна

Под песню «Снег, снежок» дети входят в музыкальный зал (на экране заставка – зимний пейзаж и название гостиной «Зимняя мозаика»)

- Здравствуйте, ребята

- Ребята, приветствую вас  в литературно – музыкальной гостиной.  А для того, чтобы узнать тему сегодняшней встречи, вам нужно отгадать загадку.

 (Слайд: на зимнем фоне – текст загадки; музыкальное сопровождение – романтическая медленная музыка).

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокожа, светлолица.
Как махнула рукавом –
Все покрыла серебром!

- Эта царица -  зима, а зимние месяцы – кони.

 (Слайд: зимний пейзаж и название месяца - декабрь).

- Как называется первый месяц зимы? (декабрь). Про декабрь говорят – году конец, а зиме начало. А в старину, на Руси, декабрь в народе называли – студень, как вы думаете, почему? (очень холодный, студёный)

(Слайд: зимний пейзаж и название месяца - январь).

- Как называется второй месяц зимы? (январь). Про январь говорят – году начало, а зиме середина. А в старину, на Руси, январь в народе называли – просинец, почему? (потому что небо в январе голубое, синее, ярко светит солнце и при этом мороз!)

 (Слайд: зимний пейзаж и название месяца - февраль).

- Как называется третий месяц зимы? (февраль).  Есть такая поговорка: вьюги да метели под февраль полетели. А в старину, на Руси, февраль в народе называли – снежень, почему? (так как часто  - снегопад) и бокогрей – (солнышко начинает греть земле бока).

- Для того, чтобы лучше запомнить названия зимних месяцев я предлагаю вам выучить считалочку и помогут нам наши пальчики.

Дед Мороз под Новый Год

Начинает пересчёт:

Декабрь – это раз,

Январь – это два,

Февраль – это три!

(Слайд: зимний лесной пейзаж).

- Ребята, а сейчас давайте представим, что мы оказались в зимнем заснеженном лесу и услышали различные звуки. Внимательно послушайте и узнайте эти звуки (звучит фонограмма: звук вьюги, метели, карканье ворон, скрип снега под ногами, вой голодных волков).

(Слайд: зимний пейзаж).

- А теперь в исполнении музыкального руководителя  на фортепиано я предлагаю вам послушать отрывок из музыкальной пьесы «Зима», из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

 (Слайд: сюжетная картинка «Забавы детей зимой на улице»).

- Ребята, посмотрите на экран и скажите, чем можно заниматься детям на улице зимой? (ответы детей).

Я предлагаю вам встать со своих мест и рассказать о зиме с помощью весёлого стихотворения (логоритмическое упражнение с сопровождением речи движениями)

***

Наконец пришла зима,

Стали белыми дома.

Снег на улице идёт.

Дворник улицу метёт.

Мы катаемся на санках,

Пишем на катке круги.

Ловко бегаем на лыжах

И играем все в снежки.

(Слайд: сюжетная картинка «Зима»)

- Ребята из нашей группы приготовили для вас загадки. Говорить отгадки можно хором.

Кто, угадай – ка

Седая хозяйка!

Тряхнёт перинки-

Над миром пушинки

                                                                (зима)

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз

                                                 (мороз)

Лечу, кручу

На весь мир ворчу

                                                           (метель)

Лежало одеяло

Мягкое, белое

Солнце напекло-

Одеяло утекло

                                                                       (снег)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять

                                                                                     (снегирь)

Две новые кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставил две ноги

И по большим снега беги.

                                                                          (лыжи)

Всё лето стояли

Зимы ожидали.

Дождались поры,

Помчались с горы

                                                                              (санки)

Льётся речка – мы лежим

Лёд на речке – мы бежим

                                                                   (коньки)

Зимнее стекло

Весною потекло

                                                                 (лёд)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке

                                                                      (снежинка)

 (Слайд: на «зимнем» фоне – с помощью анимационного эффекта появляется Царица Зима).

- Ребята, слышите, кажется, метель усиливается (звук вьюги) и к нам спешит гостья, сама белоснежная Зима (в музыкальный зал входит воспитатель группы в костюме Зимы).

- Здравствуйте, ребята. Я рада оказаться у вас в гостях, в вашей гостиной. А любите ли вы зиму? А знаете ли вы зимние словечки? Давайте поиграем в игру «Слова – родственники для слова». Я буду читать стихотворение, а заканчивать строчки  в рифму будете хором вы -  словом – родственником для слова «снег».

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю…. (снег).

С неба всё скользят пушинки-

Серебристые…. (снежинки).

На посёлки, на лужок

Всё снижается….(снежок).

Вот веселье для ребят-

Всё сильнее…. (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в… (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

Рядом снежная фигурка-

Это девочка - ….(Снегурка).

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

(Слайд: появляющиеся с помощью анимационного эффекта предметные картинки «снеговик», «снегирь», «санки», «Снегурочка» и надпись «Какая картинка лишняя?»).

- А теперь, на картинки посмотрите, лишнюю определите. Проговорите слова, какое слово лишнее по звучанию и по значению, слово – «не родственник» для других слов. (лишняя картинка – санки; с помощью анимационного эффекта она исчезает).

(Слайд: зимний пейзаж – лесная опушка с русской избой).

- Дорогая зима! А наши ребята приготовили для тебя музыкальный подарок – песню. Ребята, вставайте со своих мест и споём замечательную зимнюю песню «У леса на опушке...»

(Слайд: зимний пейзаж).

- А ещё наши ребята, хоть и живут в 21 веке, но не забывают мудрость народную и готовы для всех рассказать русские пословицы и поговорки о зиме.

В зимний холод всякий молод!

Зима не лето, в шубу одета.

Много снега – много хлеба

Мороз не велик, да стоять не велит!

Береги нос в сильный мороз!

(Слайд: на зимнем фоне иллюстрации к сказкам «По щучьему велению» и «Снегурочка» - появляются после прочтения отрывков из сказок).

- Дорогая зима, наши дети очень любят сказки и уже сами умеют их читать. Сейчас наши ребята прочтут небольшие отрывки из зимних сказок.  А все остальные попробуют догадаться, что это за сказки. Если отгадают правильно, на экране появятся иллюстрации к этим сказкам.

·        Слез Емеля с печки, обулся, оделся,

взял вёдра да топор и пошёл на речку.

Прорубил лёд, зачерпнул воды в вёдра и поставил их, а сам глядит в прорубь.

·        Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса.

Высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про своё горе думают.

- А что, старуха, - говорит старик, - давай мы себе из снега дочку сделаем.

- Ребята, скажите, а что общего у этих двух сказок? (они русские народные).

(Слайд: на голубом фоне  с помощью анимационного эффекта кружатся снежинки).

- Зимушка – зима, что-то ты засиделась. Наши ребята приглашают тебя потанцевать с ними хоровод «Серебристые снежинки».

(Слайд: зимний пейзаж).

- Ребята, во все времена поэты очень любили писать стихи о зиме, об этом волшебном времени года. Дети из нашей группы приготовили для декламации  как классические стихотворения, так и стихи современных авторов. Давайте внимательно послушаем, не забывая после прочтения награждать юных артистов дружными аплодисментами!

Зимняя коляска

Едет по небу коляска,

Тёмно-синяя окраска.

А в коляске на постели

Тихо – тихо спят метели.

Их баюкает сама

Белоснежная зима.

А как встанут эти крошки,

Как поднимутся на ножки,

Да как свистнут эти дети, -

Побелеет  всё на свете.

Станет белой вся земля,

Ух ты, зимушка моя!

(В. Орлов)

Зима-рукодельница 


Снова в заботах зима-рукодельница —
Пусть потеплее природа оденется.
Много зима заготовила пряжи,
Белые вещи без устали вяжет:
Сонным деревьям — пушистые шапки,
Ёлочкам — варежки вяжет на лапки.
Шила, вязала и очень устала!
— Ах, поскорее весна бы настала…

(Е. Явецкая)

Арифметика зимы 


Очень многого лишает
Нас морозная зима.
А чего лишить, решает
Не советуясь, сама.
Минус листья, минус травка –
Минус длинные деньки,
Минус тепленькая лавка
И качели, турники.
Минус фруктов свежих вкусы,
Холод – минус двадцать пять.
Но, конечно же, и плюсы
Мы найдем в зиме опять.
Плюс коньки, снежки и лыжи
Плюс подарки в Новый год.
Плюс желаннее и ближе
С каждым днем весны приход.

(Г. Дядина)

***

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки – зимы.

А.С.Пушкин

Мороз - воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз – воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н.А.Некрасов

(Слайд: зимний пейзаж с изображением ёлок и пеньков).

- Замечательные стихи!  А теперь я предлагаю вам сыграть в замечательную шуточную игру «Ёлочки – пенёчки». Встаём в большой круг, внимательно слушаем слова песни. Выполняем нужные движения. Внимание: темп песни и выполнения движений будет всё время убыстряться!

(Слайд: зимний пейзаж).

- Наша сегодняшняя встреча близится к концу, и на прощание ребята приготовили для нашей гостьи зимние приметы. Внимательно слушайте их, наблюдайте за природой и вы всегда будете знать, какую погоду вам ожидать.

Был ночью иней – значит, днём снег не выпадет.

Вороны садятся на вершины деревьев – к морозу.

Синички поднимают с утра писк – ожидай мороз.

Снежные хлопья стали крупными – жди оттепели.

-  Всем спасибо за внимание, до свиданья!  (под песню «Снег, снежок» дети выходят из музыкального зала.

Программа занятий

1.Вводная часть

2. Основная часть

3.Заключительная часть

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie